Заказать звонок
Самостоятельно связаться с нами
+7(900)129-20-80
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Новости

Треугольник Карпмана. Жертва-Спасатель-Тиран. Зачем они и как выйти из игры

В треугольнике три роли, но в нём могут крутиться и два человека, и целые группы людей. Это очень устойчивый “альянс”, который может продолжаться годами, ведь каждый занят своим делом, а детские травмы и установки участников идеально совпадают, как шестеренки. Участники треугольника постоянно бегают по кругу, меняясь ролями, но в какой-то из них находятся бОльшее количество времени - это и есть основная роль. Рассмотрим эти роли:

1. ЖЕРТВА

Жертва убеждена, что жизнь - это страдание, а любовь - жертва. Все к ней несправедливы, она так старается, но этого не ценят. Она устает и не справляется. Не берет на себя ответственность, обвиняя во всех своих бедах Агрессора (в т.ч. внешние обстоятельства), который “мешает” ей жить хорошо. Бессознательно ищет Спасателя, который возьмет на себя ответственность и решит ее проблемы.

Основные чувства: обида, страх, стыд, ревность, зависть, ощущение несправедливости и жалости к себе, беспомощности. Вытесненное чувство - агрессия.

Выгоды Жертвы: передача ответственности, можно ничего не делать, сочувствие, забота и внимание от других.

2. АГРЕССОР / ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ / ТИРАН

Жизнь для него - тоже источник проблем. Но он на них не обижается, а злится. Он критикует, обвиняет и контролирует близких, ощущает невыносимый груз ответственности (деструктивное убеждение - всемогущий контроль) и устает от этого. Агрессор хочет доминировать, навязывать свои взгляды.

Основные чувства: злость, раздражение. Вытесненное чувство - уязвимость (“слабым быть нельзя”), стыд, беспомощность.

Выгоды Агрессора: власть и контроль, удовлетворение желаний, ощущение правоты.

3. СПАСАТЕЛЬ

Считает, что должен помогать другим, даже если его не просят. Бессознательно уходит от ответственности за собственную жизнь через помощь другим.

Основные чувства: жалость к жертве и злость к агрессору, чувство вины. Вытесненное чувство - бессилие.

Выгоды Спасателя: превосходство, важность, образ - я добрый и хороший, а значит, выше других.

Все участники зависят друг от друга, потому что источник своих проблем видят не в себе, а в ком-то другом.

НЕОЧЕВИДНЫЕ МОМЕНТЫ ПРО ТРЕУГОЛЬНИК КАРПМАНА:

  • Спасатель на самом деле не хочет никого спасать, ведь тогда он потеряет свою “работу”, он мешает развитию Жертвы, делает её еще более беспомощной и зависимой, ему невыгодно, чтобы Жертва что-то делала самостоятельно - тогда игра закончится;
  • Самая “выгодная” роль - роль Жертвы - она получает внимание и от Агрессора, и от Спасателя. Поэтому Жертва не хочет ничего решать и ничего менять;
  • В треугольник могут вовлекаться: другие взрослые люди, дети, животные, вещи (бросить телефон об стену, разбить что-то), зависимости (алкоголь, психоактивные вещества), Бог, Судьба, обвинение прошлого опыта (например, “ужасное детство”);
  • У всех участников треугольника сложности с личными границами, самооценкой и конструктивным выражением эмоций;
  • Помимо внешнего Треугольника Карпмана (с другими людьми) в нас есть внутренний треугольник с теми же участниками. Вспомните, когда вы себе говорили:

- Я сам во всем виноват… Так внутренний Агрессор обращается к внутренней Жертве, пробуждая чувство вины. Конечно, обвинять всех вокруг в своих несчастьях неконструктивно, но объективно существуют разные ситуации и обстоятельства.

- Нет смысла это делать, всё равно ничего не получится… Я никому не нужен. Внутренняя Жертва проваливается в депрессивное состояние.

- Ну ничего, вот с понедельника начну новую жизнь - займусь спортом, брошу… (здесь можно вставить своё), у других вон, еще хуже, и ничего. Внутренний Спасатель спешит на помощь, вселяя неадекватный оптимизм. Неадекватный - потому что результат зачастую не виден мгновенно и к концу недели на сцене снова появится Внутренний Агрессор со своими обвинениями, и всё пойдет по кругу.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ВЫЙТИ ИЗ ТРЕУГОЛЬНИКА?

  • осознать, что вы в нем находитесь;
  • определить свою роль (в которой находитесь чаще всего и прямо сейчас). Более подробно про выход для каждой из ролей опишу в следующих статьях;
  • выявить выгоды, которые заставляют вас оставаться в этой игре;
  • принять решение отказаться от этих выгод прямо здесь и сейчас, прописать варианты, как можно научиться давать себе это иначе, конструктивно;
  • создать себе новую роль и действовать в соответствии с ней. Например, Спасатель может стать Учителем, Посредником и т.д.

На последнем моменте хочу остановиться поподробнее.

Есть и другие треугольники, более конструктивные.

Жертва превращается в Героя. Теперь вместо жалоб на судьбу человек противостоит неудачам. Но испытывает при этом не упадок сил, а азарт. Решая проблемы, он не жалуется всем вокруг на тяжесть жизни, а испытывает удовлетворение от того, что может их решить.

Агрессор превращается в Философа. Управление действиями Жертвы преобразуется в наблюдение за действиями Героя, без критики. Философ не волнуется о результате, потому что готов к любому результату и верит, что всё к лучшему.

Спасатель превращается в Мотиватора. Он уже не лишает силы Жертву, делая что-то за неё, а мотивирует Героя на подвиги, ищет возможности применения его силы, описывает радужные перспективы.

Двигаемся дальше

Это идеальная модель треугольника, в ней еще больше счастья и энергии.

Герой становится Победителем. Он совершает подвиги не ради похвал других людей, а ради творческого применения своей энергии, наслаждаясь самим процессом и возможностью менять мир к лучшему.

Философ становится Созерцателем. Видит связи в этом мире, которые недоступны другим, новые возможности, новые идеи.

Мотиватор становится Стратегом. Он точно знает, как реализовать идеи Созерцателя.

Вариантов взаимодействия много. В каком из них находиться - только наш выбор.
Статьи